SMART — метод постановки целей.
Он позволяет сформулировать реалистичную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для ее достижения.
S Specific — конкретный.
M Measurable — измеримый.
A Achievable — достижимый.
R Relevant — соотвествующий.
T Time bounded — ограниченный во времени.
Вот как это работает
Шаг 1: Критерий «Specific» — конкретный. Каждая цель должна иметь предельно конкретную формулировку, исключающую вариативность в её понимании. Сравните две формулировки: хочу свой дом хочу купить кирпичный коттедж в экологически чистом районе В первом случае это просто мечта, во втором — появляются некоторые дополнительные слова, которые определяют область формулирования цели. Этот шаг делает Ваше желание более достижимым.
Шаг 2: Критерий «Measurable» — измеримый. Измеримость означает, что у каждой цели должна иметься своя мера, по которой вы сможете определить её промежуточный и конечный результат. Желательно, чтобы мера была числовой. Она может выражаться в деньгах, килограммах, километрах, частоте, чистой прибыли, количестве просмотров и в других параметрах. Также в качестве измеримости некоторых результатов можно выбирать победу в конкурсах, получение профильных наград. Получается, что «Измеримость» — это такое свойство формулировки, которое позволит вам при подведении итогов точно ответить на вопрос: «Достигнута ли желаемая Цель?» — Да, достигнута/Нет, не достигнута.
Шаг 3: Критерий Achievable — достижимый. Достижимость предполагает проведение полной ревизии финансовых и материальных ресурсов, возможных сроков и наличия соответствующих компетенций. Например, если вы никогда не занимались спортом, то цель «победа на олимпийских играх» окажется недостижимой. Важный момент! Недостижимые цели демотивируют. Необходимо найти баланс между гарантированной достижимостью и некоторой долей амбициозности, чтобы создать внутри значимый мотив для достижения этой цели. Поскольку легко достижимые цели также негативно влияют на мотивацию.
Шаг 4: Критерий Relevant — актуальный, значимый. Цель должна иметь реальную ценность для человека. Часто бывает так, что цель изначально не наша, а навязана нам обществом, стандартами или родителями. В этом случае не удивительно, что происходит саботаж достижения. Главный вопрос этого шага «Зачем\для чего мне это?»
Шаг 5: Критерий Time bounded — ограниченный во времени. Это самый очевидный критерий: цель должна иметь конкретный срок достижения. Вне зависимости от того, к какой категории она относится — к долгосрочным, среднесрочным, или краткосрочным целям.
Нет срока — нет цели!
Запишись на ознакомительную сессию и мы вместе проSMARТуем твою цель.